Давным-давно, в начальной школе я получила оценку «удовлетворительно» по поведению,  и была крайне удивлена достаточно спокойной реакцией родителей, хотя «тройки» по общеобразовательным предметам обычно вызывали у них бурю эмоций.

Почти также я реагировала и на оценки своих детей, вобщем-то не задумываясь о ценности привычки к самоконтролю, считая, что развитый интеллект способен контролировать наши желания, а соответственно и наше поведение.

Задуматься об этом заставили жизненные истории моих клиентов. Достаточно часто люди с высоким IQ имеют проблемы с алкоголем и наркотиками, не слишком успешны в жизни несмотря на весьма высокие изначальные данные.

В литературе описаны исследования Стенфордского Университета, которые проводились профессором Уолтером Мишелом (W. Mishel, «Delay of Gratification of Children», 1989). Суть психологического эксперимента проста: перед 4-х летним ребенком клали кусочек пастилы и колокольчик. Профессор объяснял, что должен уйти на 15 минут и что, если за это время ребенок не съест пастилу, то получит еще одну. Если же не сможет устоять, то может позвонить в колокольчик и получить разрешение съесть пастилу, но только ту, что уже лежит в его тарелке.

Видеокамера фиксировала поведение ребенка. Многие дети не прошли испытание, сдались сразу же либо спустя несколько минут. Другие оказались очень стойкими, они держались, пытаясь отвлечь себя самыми различными способами: кто-то ерзал на стуле, кто-то отчаянно болтал ногами, кто-то закрывал руками глаза, а кто-то сосредоточенно рассматривал цветочки на обоях. Когда через 15 минут профессор возвращался, он поздравлял победителя, вручая ему сладкую награду.

Еще 30 лет профессора Мишела интересовала дальнейшая судьба испытуемых детей. Результаты этого исследования кардинально отличаются от представления многих из нас о том, что же необходимо для достижения счастья!

Прежде всего, связь между IQ и способностью контролировать свое желание съесть лакомство  оказалась невероятно слабой. Часто самые умные дети сдавались быстрее. Дети, которые оказались в эксперименте более стойкими, показывали довольно посредственные результаты в предварительных тестах, но именно они сумели не забывать про цель, включали воображение и противостояли своему желанию. В подростковом возрасте эти дети были более активны, у них было больше друзей. Они лучше справлялись со стрессами и получали более высокие оценки, даже при невысоком IQ. Повзрослев, дети прошедшие испытание, поступили в более престижные университеты, получили высокие должности. По результатам исследования они меньше страдали от химических зависимостей и были счастливее в браке чем те, кто в 4 года не устоял перед соблазном.

Исследование показало, что успех этих людей был основан не на высоком уровне интеллекта, а на способности отложить удовольствие ради чего-то лучшего в будущем. Быть может секрет в том, что родители этих детей хвалили их не за ум, а за усилия, направленные на решение задачи и настойчивость, воспитывая в них способность смотреть отстраненно на свое желание получить немедленное удовлетворение.   Эта способность помогла детям развиваться правильно и гармонично, наблюдать за своими желаниями и устанавливать их границы.

Выбор всегда за нами. Получать «вторую пастилу» очень сложно, иногда нужно отвлечь самого себя, чтобы устоять. Можно, конечно, ограничиться одной пастилой, а потом долго казниться и переживать. А можно научиться наблюдать за своими желаниями, быть их зрителем, а не рабом, и тогда они станут совершенно ручными!

 

Upd:

ссылка на видео, иллюстрирующее эксперимент - 

http://www.youtube.com/watch?v=g_umPtx63L0&feature=player_embedded

 

Успехов Вам,

Елена А. Миронова